Home  /  Новости   /  «Беседы о современном искусстве в местах лишения свободы с Юлией Левин».

«Беседы о современном искусстве в местах лишения свободы с Юлией Левин».

Ранее мы рассказывали вам о том, что в исправительных учреждениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области проходит передвижная выставка работ заслуженного художника республики Башкортостан Расиха Ахметвалиева. Мы пообщались с сотрудником проекта, художницей Юлией Левин, которая в рамках выставки проводит с осужденными беседы об искусстве. Юлия занимается инклюзивными программами, ее труд направлен на совместную работу деятелей современного искусства и социального сектора.

– Юлия, поделитесь, пожалуйста, как проходят ваши встречи?
– Первый вопрос, который я задаю осужденным, звучит так: «Кто каким видом искусства занимается?». В местах лишения свободы находятся и музыканты, и любители кино; кто-то увлекается литературой, съемочным процессом. У многих из них есть творческий бэкграунд. Кто-то вспоминает, что когда-то ходил в художественную школу, другой рассказывает, как бывал в Берлине на разных выставках. В одной из колоний отбывали наказание два режиссера, один сценарист. В общем, тут можно встретить людей самых разных профессий. Кто-то иногда рассказывает, что у них, например, был клуб, у кого-то даже мастерская. В одной из колоний, например, нет клуба, но есть своя музыкальная группа. Я спросила ребят, не хотят ли они сыграть, и они с радостью сыграли.

Потом я рассказываю о художнике, – в настоящее время это Расих Ахметвалиев, – про его работы, его историю. На примере работ художника мы можем поговорить о том, как он хотел себя проявить, что хотел сказать через картину, с какими темами работает. Мы разбираем сюжет картин, делимся, кому нравится, кому не нравится. Ребята задают вопросы. Например, почему все женщины с ребенком на картинах Расиха похожи на Деву Марию с Младенцем? Так завязывается дискуссия. Я рассказываю, что Расих вырос в мусульманской культуре, при этом в его картинах есть отсылка к иконам. Возможно, это связано с тем, что Расих долгое время жил возле монастыря.

Мы говорим о том, что автор хотел сказать своей работой. Но, по факту, важно то, как мы чувствуем, то, как мы понимаем, важно пространство, которое образовывается между художником, картиной и мной; тем, что хотел сказать автор, и тем, как я это все воспринимаю. Рано или поздно в беседе мы касаемся истории, философии, культуры, искусства, потому что все эти сферы связаны между собой, одно влияет на другое.
Мы говорим о том, что искусство можно использовать как хобби, что через него можно себя найти и самовыражаться, говорить о то, что мы не можем сказать словами. И там уже не важно, через что именно: акварель, глина, все, что угодно.

– Как ребята реагируют на такие встречи?
– На лекции приходит много человек. К концу остаются самые заинтересованные. Здорово, когда есть вовлеченность!
Самое ценное для меня, когда после лекции ко мне подходит какая-нибудь девушка или бабушка, и говорит: «Юля, спасибо большое! Я как на свободе побывала!».